История завода

 

1968 – 6 ноября принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 869-308 о строительстве филиала Ярославского моторного завода в Тутаеве.

1969 – Началось строительство завода. На строительную площадку прибыли будущий главный инженер завода Василий Николаевич Картавых, будущий главный энергетик Клавдий Алексеевич Матвеев, заместитель директора по производству Валентин Николаевич Барышников.

1970 – Началось строительство корпуса запасных частей и корпуса агрегатов, очистных сооружений, системы водозабора. 8 декабря первым директором Тутаевского завода дизельных агрегатов назначен Сергей Васильевич Соколов. В этой должности он проработал до 20 ноября 1973 года.

1971 – Образован Тутаевский завод дизельных агрегатов в составе Ярославского моторного завода. Одним из первых на новом производстве создан цех нестандартизированного оборудования. Сданы в эксплуатацию два жилых дома № 46 и № 48 по улице Комсомольской в Тутаеве.

1972 – Созданы первые мощности корпуса запасных частей (первая очередь), очистные сооружения (первая очередь), котельная. Появился участок множительной техники (будущий отдел АСУП), создан отдел технического контроля.

1973 – Тутаевскому заводу дизельных агрегатов открыт самостоятельный текущий счёт. Завод приобрёл финансовую самостоятельность. Пущена первая очередь корпуса запасных частей. Начат выпуск запасных частей к двигателям ЯМЗ. Сдана вторая очередь очистных сооружений, 58 км линии электропередач. На предприятии создана профсоюзная организация. Первым председателем профкома избран Федоров Владимир Николаевич. В ноябре образован производственно-диспетчерский отдел. 17 декабря директором завода назначен Иван Фёдорович Абросимов. Он руководил заводом до марта 1977 года.

1974 – Тутаевский завод дизельных агрегатов получил статус производственной единицы Ярославского производственного объединения «Автодизель». Создан отдел капитального строительства. Весной начал работу термогальванический цех. Начальником цеха назначен Юрий Евстафьевич Макаров. В июне ЦК ВЛКСМ объявил строительство Тутаевского завода дизельных агрегатов Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сдана первая очередь чугунолитейного цеха. 15 декабря ЧЛЦ произвёл первую плавку.  Для города построены промышленная котельная, детский комбимнат № 1 «Сказка» на улице Комсомольской (сейчас здесь располагается социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), детская поликлиника, средняя школа № 4 на 1000 мест.

1975 – Приняты вторая очередь корпуса запасных частей и вторая очередь чугунолитейного цеха, водозабор с внешними сетями. Построено общежитие по улице Моторостроителей, № 53, универмаг «Одежда», гостиница, магазин «Универсам».

1976 – Вышло постановление Совета Министров СССР, в котором предусматривалось создание на заводе новых двигателей ЯМЗ-840 и ЯМЗ-240 для автомобилей МАЗ,  КрАЗ. Государственная приёмочная комиссия приняла в эксплуатацию мощности на выпуск продукции на 10 млн. рублей (запасных частей – на 7 млн. рублей). В городе сдан продовольственный магазин «Уралочка». Сданы в эксплуатацию жилые дома № 72 по улице Комсомольской и №№ 48, 50, 52 по улице Моторостроителей.

1977 – Тутаевский завод дизельных агрегатов переведён на юридическую и хозяйственную самостоятельность, оставшись одним из предприятий ПО «Автодизель». Завершено строительство чугунолитейного корпуса. В городе сдан детский комбинат № 2 «Теремок». С 5 марта 1977 года по 16 января 1978 года заводом руководит Валерий Иванович Федоровский.

1978 – Утверждён проект расширения предприятия для производства запасных частей. На заводе созданы отдел главного конструктора и метрологическая служба. Для города построен детский комбинат № 3, общежитие по улице Моторостроителей, № 65, два магазина, комбинат бытовых услуг, общежитие ГПТУ. 3 мая 1978 года директором завода назначен Виктор Степанович Литвиненко. Он руководил предприятием до 11 августа 1982 года.

1979 – Введена в строй первая очередь корпуса агрегатов. В городе открыты детский комбинат № 4, котельная.

1980 – Сдана вторая очередь корпуса агрегатов. Осваивается выпуск запасных частей для коробок передач. Началось строительство корпусов для производства двигателей. В городе сдана в эксплуатацию средняя школа № 6 на 1176 учащихся. 27 сентября открыт надувной спортивный комплекс на улице Комсомольской, директором нового спортивного учреждения назначена Майя Семёновна Кожеченко.

1981 – Введена в строй третья очередь корпуса агрегатов. В январе выпущена первая коробка передач. Строятся микрорайоны города, объекты соцкультбыта. Сданы магазины «Детские товары», «Галантерея».

1982 – Получены первые поковки в кузнечно-прессовом цехе. Первым начальником КПЦ был Виктор Сергеевич Захаров. Сдана в эксплуатацию компрессорная станция, строится третья очередь корпуса агрегатов. В сентябре выпущена 50-тысячная коробка передач. Решая задачи, поставленные Продовольственной программой СССР, завод создаёт аграрный цех - подсобное хозяйство. Строится железнодорожный узел. С 3 сентября 1982 года директором завода назначен бывший главный инженер Александр Григорьевич Малов. Он руководил предприятием до сентября 1997 года.

1983 – Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР за заводом закреплено изготовление двигателей ЯМЗ-8423 для тракторов К-701М. 21 января состоялось торжественное открытие дворца культуры. Ведётся строительство и сдача объектов кузнечно-прессового корпуса, больничного комплекса (первая очередь). Принял малышей детский комбинат № 5. Для подготовки квалифицированных кадров для завода открыто городское профтехучилище № 41. В 1983 году был объявлен первый набор учащихся по специальностям: электромонтёр, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, токарь, контролёр-оператор автоматических линий и тракторист-машинист.

1984 – Началось интенсивное расширение предприятия, обеспечивающее создание мощностей по выпуску силовых агрегатов для грузовых автомобилей МАЗ, КрАЗ, дизельных двигателей для тракторов К-701. Сдана первая очередь механосборочного корпуса. Первым начальником МСК был Геннадий Андреевич Севастьянов. Введена в эксплуатацию вторая очередь кузнечно-прессового цеха. В городе завершено строительство второй очереди больничного комплекса. Открылись детский комбинат № 6, средняя школа № 1 на 1176 учащихся, аптека, ресторан «Русь», птичник на 20 тысяч кур, свинарник.

1985 – В связи с решением правительства о создании в Тутаеве мощностей по производству нового семейства дизельных двигателей приказом Минавтопрома Тутаевский завод дизельных агрегатов переименован в Тутаевский моторный завод. Построены вторая очередь механосборочного корпуса и третья очередь кузнечно-прессового цеха. Создан участок эксплуатации промышленной электроники, который в 1987 году будет преобразован в цех. В городе начал строиться автовокзал на 100 мест. Сданы в эксплуатацию магазин «Гастроном», детский комбинат № 7, крытый рынок, почта, районный узел связи. С 1981 по 1985 год в Тутаеве построено 184 тысячи квадратных метров жилья, или 3 618 квартир.

1986 – На ТМЗ созданы первые мощности по производству нового семейства дизельных двигателей ЯМЗ-8423 для Кировского тракторного завода. Построена станция испытания двигателей. Началось строительство блока литейных цехов. Для заводчан открылась база отдыха «Красный Октябрь». В городе сданы в эксплуатацию детские комбинаты № 8, № 9 и № 10, «Пельменная», магазины «Ткани», «Посуда» и «Овощи-фрукты», ателье «Трикотаж», отделение госбанка, средняя школа № 3.

1987 – Начат выпуск дизельных двигателей для комплектования больших грузовых автосамосвалов, автопоездов и тракторов К-701М. 31 марта успешно завершились испытания первого двигателя 8423, собранного на ТМЗ. Всего в этом году удаётся собрать 50 моторов. Завершено строительство больничного комплекса. Открыты инфекционное отделение больницы, магазин «Сельхозпродукты», колбасный цех, ателье, ЗАГС.

1988 – С 1988 года до 1993 года растёт производство моторов. Создан отдел внешнеэкономических связей, поскольку продукция ТМЗ поставлялась не только в республики СССР, но и в другие страны. ТМЗ сотрудничал с несколькими десятками стран мира. Для расширения существующего подсобного хозяйства заводу передан отстающий совхоз «Ваулово». Открыты молодёжный центр «Галактика» - его учредителем стал комитет комсомола ТМЗ; детский комбинат № 11, книжный магазин. Открыт филиал Рыбинского авиационно-технологического института для подготовки инженерных кадров для завода.

1989 – Основана заводская газета «Моторостроитель». Первым редактором газеты стал секретарь партийного комитета завода Анатолий Алексеевич Солодухин. Началась работа над созданием заводской медсанчасти. Открыты городская баня, автовокзал на 100 мест, несколько магазинов в городе.

1990 – На участке алюминиевого литья проведена первая плавка алюминия. Первые отливки – радиатор и 90-й корпус для двигателя. Наращиваются мощности на предприятии, продолжается строительство жилья и объектов соцкультбыта, в том числе спортивно-оздоровительного комплекса, хлебозавода, средней школы № 7 на 1176 учащихся. Открыты хлебозавод и спорткомплекс «Старт».

1991 – ТМЗ входит в концерн «Автосельхозагрегат», входящий в «Автосельхозмашхолдинг». Сотрудничество с ЯМЗ осуществляется на основе договоров. ТМЗ вышел из состава ПО «Автодизель». Начался экспорт чугунного литья. В городе открыты детский комбинат № 12, аптека, магазины «Радуга» и «Парфюмерия», районная котельная.

1992 – Введены мощности под выпуск алюминиевого литья. В городе сданы в эксплуатацию библиотека и бассейн в средней школе № 7.

1993 – Государственное предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа «Тутаевский моторный завод» (АООТ «ТМЗ»). К этому времени предприятие достигло выпуска 10 модификаций 8-цилиндровых двигателей типа ЯМЗ-842 для тракторов и погрузчиков Кировского тракторного завода, автомобильных тягачей, аэродромных тягачей, фронтальных погрузчиков, колёсных тягачей.  В 1993 году произведен 1191 двигатель. 23 апреля завод включён в российскую программу по созданию отечественных автобусов. В ноябре изготовлен опытный образец автобусного двигателя ТМЗ-770. В городе построено кафе «Лаванда».

1994 – Введён в эксплуатацию блок литейных цехов, цех алюминиевого литья. Выпущены первые образцы четырёхколёсного мотоцикла «Рысь». В связи с хаосом в стране начинается спад производства, который удастся остановить лишь в 1999 году. В городе сданы в эксплуатацию дом природы, школа искусств, автозаправочная станция.

1995 – Принята федеральная целевая программа «Развитие транспортных средств для пассажирских перевозок». В неё включён Тутаевский моторный завод как производитель двигателей для автобусов и автобусов большой вместимости на базе имеющихся у завода мощностей. Изготовлен автобусный двигатель ТМЗ-770. Опытный образец автобуса «Санос-ТМЗ» с силовым агрегатом ТМЗ и четырёхколёсный мотоцикл «Рысь» участвовали в международной выставке в Москве «Автосалон-95». Проведена первая плазменная плавка чугуна. Заводом получен Ллойдовский знак качества на литьё. Этот знак присваивается в Англии и является международным показателем высокого качества. Завершён технический проект 4-цилиндрового двигателя «Тайфун». Построен молокозавод в Чебаково. Создана женская волейбольная команда «Ярославна-ТМЗ».

1996 – Впервые спортивная команда КАМАЗа победила в гонках «Париж -  Дакар» на машине с двигателем производства Тутаевского моторного завода. Завод работает в сложных условиях финансового дефицита. Не удаётся сократить долги по заработной плате и налогам. Долг завода бюджетам за два года составил 150 млрд. рублей. Содержание городских социальных объектов обошлось заводу в 76 млрд. рублей. Жилищный фонд насчитывает более 600 тысяч квадратных метров. Завод содержит 12 детских комбинатов, районную котельную, водозабор, базу отдыха и другие объекты соцкультбыта в Тутаеве.

1997 – На заводе изготавливается 29 модификаций двигателей. В феврале Ярославский моторный завод, Тутаевский моторный завод, Ярославский завод дизельной аппаратуры и Ярославский завод топливной аппаратуры вошли в областное объединение «Российские моторы». Президентом компании «Российские моторы» стал В.А. Долецкий. На ТМЗ принята программа финансового оздоровления. Продолжается строительство жилья и объектов соцкультбыта. Началась разработка четырёхколесного полноприводного мотоцикла «Барс». Машина технической помощи минской команды «МАЗ-Яровит» с двигателем 8421 производства ТМЗ участвовала в гонках «Мастер-ралли-97». С 15 сентября 1997 года по 12 мая 2003 года генеральным директором завода был Борис Николаевич Пешков.

1998 – Акционерное общество открытого типа «Тутаевский моторный завод» (АООТ «ТМЗ») переименовано в открытое акционерное общество «Тутаевский моторный завод» (ОАО «ТМЗ»). Начат выпуск коробок передач ЯМЗ-238 ВМ на комплектацию силовых агрегатов для Минского автозавода. В цехе специального литья проведена первая плавка металла на дуговой электросталеплавильной печи ДСПТ-3.

1999 –  На ТМЗ создан заводской архив. Заведующей архивом назначена Людмила Викторовна Судакова. Началась реконструкция системы управления, борьба с хищениями. Создано дочернее предприятие завода - ООО «Торговый дом ТМЗ».

2000 – На основании соглашения между правительствами России и Республики Беларусь создана финансово-промышленная группа «БелРусАвто», в которую вошли Минский автомобильный завод, Могилёвский автомобильный завод имени С.М. Кирова, Автодизель (ЯМЗ), Тутаевский моторный завод, Ярославский завод топливной аппаратуры, Ярославский завод дизельной аппаратуры и Уральский автомобильный завод. Производство постепенно приобретает стабильный характер. Наметился рост выпуска двигателей. Производится более 20 модификаций двигателей. Выпущен двигатель мощностью 500 л.с.

2001 – После длительного перерыва возродили замечательную заводскую традицию – конкурс профессионального мастерства. Провели конкурс среди токарей и фрезеровщиков. В чугунолитейном цехе проведена первая плавка чугуна в индукционной печи средней частоты ИАТ 2,5М-3. Начат выпуск новой коробки передач ТМЗ 2381. Освоен выпуск нового демультипликатора.

С ноября 2002 по 2005 год завод находился в процедуре банкротства. Предприятие погасило все требования кредиторов. Социальная инфраструктура передана на баланс городского бюджета.

2006 – Принята программа «Основные направления развития ОАО «ТМЗ». Намечены пути развития дизельного, коробочного и литейного производств. С 1 марта 2006 года по 30 апреля 2013 года генеральным директором ТМЗ был Валерий Константинович Жуков.

2007 – Заключены соглашения о стратегическом партнёрстве с КАМАЗом, Минским автозаводом, Минским моторным заводом и БелАЗом. Началось технологическое перевооружение механообрабатывающего производства. На заводе появился первый японский обрабатывающий центр нового поколения MORI SEIKI. Система менеджмента качества ОАО «ТМЗ» сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001-2000. Принята программа развития предприятия до 2017 года.

2008 – Подготовлена конструкторская документация на новые коробки передач. В чугунолитейном цехе запущен в работу комплекс «Индуктотерм». В областном конкурсе среди промышленных предприятий Тутаевский моторный завод награждён в номинации «За самое динамичное развитие».

2009 – Успешно проведены испытания новой коробки передач. Выпущена опытно-промышленная партия коробок передач 14.180. Распоряжением Правительства РФ № 1226-р от 20.08.2009 года ОАО «ТМЗ» включено в Перечень предприятий стратегического значения.

2010 – Изготовлен опытный образец коробки передач 9.130. Выпущен серийный двигатель мощностью 600 л.с. для Минского завода колёсных тягачей. Совместно с Минским моторным заводом изготовлен опытный образец двигателя с электронной подачей топлива. На заводе началось внедрение программы энергоресурсосбережения.

2011 – Продолжается оснащение участка обрабатывающих центров в цехе запасных частей новым оборудованием. Улучшаются условия труда и быта заводчан. После капитального ремонта открылась современная столовая в механосборочном цехе. Строительное управление № 1 выведено из структуры завода.

2012 – В марте завод посетил пилот спортивного «КАМАЗа» Эдуард Николаев на автомобиле, участвовавшем в ралли «Дакар». 1 ноября собрана 100-тысячная коробка передач. Собрана и испытана промышленная партия 9- и 14-ступенчатых коробок передач.

2013 – 1 мая генеральным директором предприятия назначен бывший исполнительный директор Виталий Михайлович Грибанов. Началась оптимизация производства. 450 единиц технологического оборудования перемещено на новые площади цеха запасных частей и механосборочного цеха. Началась работа над новой серией двигателей ТМЗ-880. Открылась новая станция испытания двигателей. Собрана первая дизельная электростанция ЭД-315, она отправлена в порт Коломна. В сентябре открылся заводской музей. 12 ноября глава российского правительства Дмитрий Анатольевич Медведев посетил ТМЗ.

2014 – Работа, проведённая по техническому перевооружению систем тепло-, паро- и горячего водоснабжения, позволила 12 апреля полностью остановить заводскую котельную. Завод перешёл на новые технологии теплоснабжения и подачи горячей воды. 7 мая на плавильном комплексе «Индуктотерм» проведена 20-тысячная плавка чугуна. Команда «КАМАЗ-Мастер» одержала 12-ю победу в ралли «Дакар» на грузовиках с моторами производства ТМЗ.

2015 – Выпущен 20-тысячный двигатель. Губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов объявил благодарность коллективу ТМЗ за эффективную работу и достижение высоких производственных результатов. Изготовлены первые дизель-редукторные агрегаты мощностью от 320 до 465 л.с. Выпущены опытные образцы лифтовых лебёдок. Началась работа над производством автомобильной лебёдки. Разработана стратегия развития завода до 2020 года. Во всех подразделениях завода началось внедрение производственной системы на принципах бережливого производства и её интеграция с производственной системой КАМАЗа. Началась работа над двигателем мощностью 600 л.с.

2016 – Открылись участок алюминиевого литья и участок капитального ремонта двигателей. В марте завод перешагнул важную отметку в производстве двигателей. Впервые за месяц было выпущено 206 моторов. 12 февраля посетившему КАМАЗ Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину были показаны автомобильные лебёдки, изготовленные на ТМЗ в рамках программы импортозамещения. Впервые ТМЗ принял участие в Международном военно-техническом форуме «Армия». На выставке были представлены силовой агрегат для военной техники и автомобильные лебёдки. 31 августа завод посетил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Дмитриевич Беглов. После капитального ремонта открылись современная столовая и медпункт в чугунолитейном цехе.

2017 – Начали работу новые производственные участки: участок пропитки и испытания алюминиевых деталей, узловой сборки и логистики в цехе деталей двигателей и коробки передач и экспериментальный участок в механосборочном цехе. Завершена работа по изменению технологии обработки коленчатого вала. Тутаевский моторный завод признан лучшим предприятием Ярославкой области в сфере машиностроения и металлообработки. Впервые на заводе прошёл конкурс «Лидер бережливого производства», в нём приняло участие 219 человек. Разработано и производится несколько видов новой тары для межцеховых перевозок. 3 августа ОАО «ТМЗ» переименовано в ПАО «ТМЗ».

2018 – 23 февраля распоряжением Президента РФ Владимира Владимировича Путина № 37-рп «О поощрении» коллективу Тутаевского моторного завода объявлена благодарность за большой вклад в развитие транспортного машиностроения. Выпущена почтовая марка, посвящённая 50-летию Тутаевского моторного завода. ПАО «ТМЗ» получило региональную награду «Социально ответственное предприятие Ярославской области». Разработана стратегия развития завода до 2025 года. Продолжилась модернизация литейного производства.

2019 – Проведена модернизация тракторного двигателя 8481.10. Идёт работа над новой серией двигателей ТМЗ-880.

Больше фотографий Вы можете увидеть в Фотогалерее

Официальная страница ПАО «ТМЗ»